Доступность

Большой разговор о логистике. Оптимизируем расходы и ищем оптимальный способ доставки

04 июня 2024

На портале Экскаватор Ру вышло интервью с Александром Коваленко, директором департамента сервисной логистики. Обсудили комплексную 4PL-логистику, поговорили об особенностях ж/д перевозок и нюансах перегона техники своим ходом, а также затронули другие темы.

Автор: Татьяна Василевская

Что такое 4PL в логистике? В чём выгода?

В логистической отрасли достаточно часто используются понятия 2PL и 3PL, чуть реже — 4PL. Разница состоит в объёме услуг и наличии активов. 2PL-провайдеры — это зачастую компании, у которых есть в наличии активы, они являются обычными перевозчиками или операторами активов. 3PL — экспедиционные компании полного цикла, которые также работают с 2PL-провайдерами. 4PL — следующий уровень взаимоотношений заказчика и исполнителя, где логистический оператор берёт на себя весь логистический функционал и работает в интересах и от имени клиента.

Рассказывает Александр Коваленко, директор департамента сервисной логистики ООО «Жефко»:

— 4PL как явление де-факто является полноценной интеграцией 3PL-провайдера в бизнес-структуру компании-клиента. В реалиях современного рынка это аутсорсинговый логистический департамент, который полностью или частично несёт на себе функционал логистов на стороне заказчика.

Как правило, логистический провайдер взаимодействует с обслуживаемой организацией через ИТ-платформу. Наша компания использует собственную разработку ONICS/COMPAS. В данной системе клиент размещает заявки, после чего мы проводим на каждую поставку мини-тендеры среди 2PL- и 3PL-компаний. Критерии выбора определяет клиент: это может быть цена, срок доставки, надёжность исполнителя. Результаты конкурсных отборов (как и вся финансовая информация по итогам логистической деятельности) доступны в режиме онлайн. Данное решение в том числе позволяет клиенту провести аудит работы логистического оператора на каждом её этапе.

4PL пока не очень популярен в России. Причина в том, что компании в стоимость логистики зачастую включают только затраты на перевозку и хранение, не учитывая при этом стоимость персонала. А ведь в логистике занято большое число специалистов: логисты, закупщики, ИТ-специалисты, финансисты, бухгалтеры и специалисты по документообороту. Кроме того, важно учитывать потери, которые могут возникать в результате человеческого фактора.

Лично я убеждён, что российский рынок придёт со временем к пониманию ценности 4PL. У логистики уровня 4PL есть очевидное преимущество — он позволяет компании сосредоточиться на своей основной деятельности без отвлечения на логистическое обеспечение.

Разворот с Запада на Восток. Как это было?

ООО «Жефко» ещё до 2022 года работало с порядка 400 партнёрами. Насколько сложно было компании переориентироваться, когда логистические маршруты стали резко меняться?

— Наш департамент закупок провёл за последние 2,5 года титаническую работу, однако разворот в нашем конкретном случае был не резким, а скорее постепенным. После основного пакета санкций от 25 февраля 2022 торговля в западном направлении не остановилась одномоментно. Оставались товары, не попавшие под санкции, которые можно было везти как напрямую, так и через Турцию и страны ЕАЭС (в случае с поставщиками, которые видели для себя некие риски). Поэтому в 2022 году наиболее актуальны были новые партнёры из Казахстана, Кыргызстана и Турции. Далее, по мере введения новых санкций, а также ограничения валютных банковских операций, более актуальными становились партнёры из ОАЭ, Индии и, разумеется, Китая.

Если говорить в целом о новой реальности в логистической сфере и тех шагах, что мы предприняли, можно отметить следующее:

  • 400 заявляемых нами поставщиков — это действующие партнёры, работающие на контрактной основе. Как минимум аналогичное количество включено в пул потенциальных поставщиков, которые в любой момент могут стать текущими. Поиск новых выгодных вариантов ведётся постоянно.
  • Основной костяк проверенных поставщиков сохранился (это порядка 30–40%). Пул остальных компаний обновился с учётом переориентации с Европы на Азию.
  • Прежде чем приступить к обновлению партнёрской сети, мы провели серьёзную аналитическую работу: сопоставили количество партнёров в различных регионах и их услуги, а также собрали запросы от клиентов в этих географических локациях.
  • Все новые контрагенты прошли операционный аудит и оценку финансовой устойчивости, также мы оценили налоговые аспекты сотрудничества. Даже в условиях кардинальных изменений на рынке важно об этом не забывать.
  • Мы проводим регулярные маркет-тесты для актуализации ставок и прочих условий сотрудничества. Сбор данных ведётся по двум пулам поставщиков — и действующим, и потенциальным.

Как переориентация на Восток сказалась на работе с 4PL-клиентом?

— Мы не испытывали значительного стресса, т.к. у нашего действующего клиента был регулярный, пусть и не очень значительный, поток техники из Азии. Ещё до 2022 г. была отработанная логистическая схема с поставкой до порта Владивостока или Находки с дальнейшим вывозом тралами на ж/д станции и отправкой по железной дороге в западную часть России. Соответственно, мы уже имели достаточно хороший пул партнёров, который со временем ещё больше расширили.

По мере нарастания потока стали актуальны поставки тралами через Забайкальск и Благовещенск. По данному направлению у нас тоже были партнёры, но всё же понадобились дополнительные усилия от департамента закупок.

Новые вызовы продолжают поступать. Как быстро найти решение?

Большая часть «восточных» логистических схем за последние годы уже сформировалась и работает в штатном режиме. Тем не менее логистические компании продолжают сталкиваться с различными вызовами (изменениями в законодательстве, неготовностью инфраструктуры к пиковым нагрузкам и т.д.). А ещё — с нестандартными заказами. Сколько времени требуется на разработку нового логистического решения?

— Чтобы ускорить все процессы, мы стараемся взять как можно больше от уже проверенных решений. Разработка и «обкатка» схемы может занять от нескольких дней в случае готовности груза и транспорта и до нескольких месяцев, если схема разрабатывается для перспективного проекта. По-настоящему действующей схему можно назвать, когда она проверена на практике, в ней выявлены и исправлены недоработки. Основные сложности — это неготовность или ограниченность инфраструктуры, отсутствие на участке работ компетентных 2PL-исполнителей, недостоверная информация о характеристиках груза.

В качестве яркого примера приведу перевозку экскаваторов массой 120 тонн из Китая на рудники Забайкальского края. Вводная информация о массогабаритных характеристиках груза поступила к концу лета 2023 г., на основе этих данных был произведён расчёт. В ноябре, когда мы получили уведомление о готовности груза, выяснили, что параметры отличаются от заявленных ранее. И это были не последние уточнения: после погрузки техники на подвижной состав и взвешивания на китайской стороне снова потребовались коррективы, а общая доработка процесса продолжалась до самого конца тестовой перевозки, поскольку в дело вступили январские морозы, лёд на горных перевалах, выход из строя инфраструктуры и прочие факторы.

Итого от получения первых вводных данных до фактической реализации прошло около полугода. И это нормальный срок для такого рода проектов.

С получения первых данных о грузе до его фактической реализации может пройти до полугода

Классические способы перевозки техники. Что дешевле и быстрее?

Каждый способ транспортировки грузов имеет свои особенности. Александр Коваленко рассказал, когда в приоритете автотранспорт, а когда — железная дорога.

— В случае с умеренно негабаритным грузом классической является перевозка на автомобильном транспорте вне зависимости от расстояния. Также автотранспорт остаётся основным вариантом при перевозках на умеренные (до 3 000 км) расстояния вне зависимости от характеристик груза.

Ж/д транспорт вступает в дело при необходимости перевозки грузов с большой массой и на длинное расстояние: обычно это 50 тонн и более при расстоянии от 3 000 км. Также ему нет альтернативы при перевозках в северные регионы, где автодороги отсутствуют, — это Воркута, станции БАМа, некоторые части Архангельской области и др.

Недостаток железной дороги — существенное ограничение на габаритные характеристики. Так, груз с шириной и высотой 4 метра вы по большей части территории страны без проблем перевезёте автотранспортом, а в случае с ж/д потребуются целый комплекс мероприятий и значительные затраты. Залог успеха — в комбинации имеющихся инструментов и их разумном применении к конкретной задаче. Колебание цен также важно учитывать при разработке того или иного решения для клиента.

Колёсная пара ж/д платформы на блокираторе

А если нужен демонтаж крупных узлов?

— Как правило, при перевозках выполняется демонтаж кузова, колёс, кабины. Но для действительно крупных машин перечень может измеряться десятками узлов.

В нашей практике разборка и сборка машин — это обычное дело, когда речь идёт о ж/д перевозках или перевозках под низкими мостами, трубопроводами, ЛЭП, при ограничениях грузоподъёмности авто- и железнодорожных платформ, кранов, паромов, ледовых переправ и непрочных дорог.

Причём у нас есть опыт использования не только готовых решений. Один из случаев: в 2020–2021 годах совместно с инженерами компании-клиента была разработана схема демонтажа рамного самосвала грузоподъёмностью 100 тонн, которая позволила перевозить модель по российским железным дорогам без превышения допустимого габарита и существенно снизить затраты.

Перед транспортировкой тяжёлого самосвала был выполнен демонтаж передних колёс

Перегон техники своим ходом

С переориентацией на Восток изменился ещё один момент — увеличилось число запросов на перегон техники. Если европейские автомобили следовали своим ходом только локально (из порта до места хранения), то сейчас ситуация иная.

— Перевозить грузовики тралом несколько тысяч километров совершенно нерентабельно, поэтому исторически грузовики из Китая поступали в Россию самоходом. Сейчас, когда настал звёздный час китайских брендов, многие перевозчики переориентировались на данный вид услуги. Популярные направления: через Забайкальск и Благовещенск техника поступает в восточную часть России, через Казахстан — в европейскую часть.

Важный нюанс: после нескольких тысяч километров техника может быть не в лучшем состоянии, появляются сколы и трещины. Кроме того, лизинговые компании могут не принимать подобные автомобили как имеющие существенный износ.

Бывают случаи, когда водители в отсутствие контроля мусорят в кабине или неаккуратно обращаются с машиной. Но в целом, если на первом этапе был серьёзный дефицит персонала, то сейчас такой проблемы уже нет.