08 февраля 2021
Изменения в потоках и объемах перевозок готовых автомобилей пришлись на первые месяцы карантина. Основными драйверами, сказавшимися на рынке, стали: полная (или частичная) остановка производства автомобилей, полное или частичное ограничение работы официальных и партнерских дилеров, ограничение поставок автокомпонентов из европейских стран и Юго-Восточной Азии, широкая доступность финансовых инструментов для физических лиц и нестабильность курса рубля. Все выше перечисленные факторы повлияли на производственные планы автопроизводителей. При этом карантин в России был введен позднее в сравнении с Китаем и некоторыми другим странами, где располагаются центры производства комплектующих для производства автомобилей. Глобальная цепь поставки была нарушена.
В ситуации неопределенности на рынке, первые прогнозы по продажам продаж готовых автомобилей ожидался на уровне -20-25% от первоначальных планов (5-10% в секторе премиум-класса, 30-35% в эконом-секторе, 15-20% в бюджетном секторе) от уровня 2019 г., что коррелировало с европейскими трендами на тот момент.
Однако российский рынок среагировал по-своему, «уникально» на финансовые и экономические вызовы, отличаясь от всех других стран. На фоне снижения курса рубля к евро и доллару наметилась тенденция на повышенный спрос на готовые автомобили, в особенности в секторе бюджетного и эконом-класса. Свою лепту также внесли и изменения в условиях кредитования от российских банков: «доступные» кредиты настроили пользователей на «инвестиции» в ликвидный товар по текущему курсу.
Первое, что мы сделали, это обеспечили безопасность здоровья, как наших сотрудников, так и наших поставщиков и клиентов. Была организована большая кампания по введению всех мер безопасности в наших офисах и на площадках. Дополнительно настроили свою работу между офисами в режиме удаленного доступа таким образом, чтобы продолжать оказывать перечень услуг на высоком уровне.
В пиковый период ограничений логистика готовых автомобилей была нацелена в основном на работу со складов (по использованию стоков), а после их снятия – на логистику от производителей до конечных потребителей. Ввиду изменения «направления потоков» в какой-то момент возник дефицит провозных мощностей как среди автовозов, так и специализированных вагонов; при этом высвободились существенные ресурсы в сфере логистики по хранению готовой продукции. В связи с чем, профессиональные знания и опыт, а также гибкость команды по использованию различных инструментов управления – все это помогло компании реактивно и эффективно среагировать на изменения.
Учитывая текущую экономическую ситуацию возрос спрос на бюджетный и эконом-класс автомобилей. Имея собственную инфраструктуру и провозные мощности, GEFCO Россия оперативно реагировала на вызовы ситуации, смогла оптимизировать географию использования ресурсов сначала на работу в формате «склад-потребитель», а позже «производитель-потребитель». Важно отметить, что компания дополнительно задействовала возможности комбинирования логистики на прямых и возвратных направлениях и усилила свои возможности в предоставлении услуг в продуктах (например, услуги поставок «от одного автомобиля»).
Ожидается, что «повышенный» спрос на реализацию инвестиций «кредитных» средств у потребителей будет постепенно снижаться, и, в момент времени, автопроизводители и дилеры начнут работать на восполнение минимальных стоков, которые позволят им компенсировать колебания спроса на рынке. Есть понимание, что в общей массе потребляемых автомобилей доля автомобилей бюджетного и эконом-класса останется значительной. Это обусловлено возможным изменением покупательской способности населения, а также – при сохранении ограничительных мер по предотвращению заболеваний – расширением географической зоны предоставления услуг каршеринга и такси, основных лидеров агрегаторов данных услуг.
Также важно учитывать и дополнительные объемы поставок со стороны азиатских производителей автомобилей в классе эконом/бюджет. Можно ожидать выход продаж подержанных автомобилей «секонд-хенд» в официальный и более зрелый дилерский сектор из преобладающего сейчас сегмента частного рынка, что позволит логистическим компаниям работать с данной продукцией в условиях и с уровнем сервиса, как для рынка новых автомобилей.
Рыночные условия меняются очень быстро. Эксперты предполагают, что в 2021 году объем потребления готовых автомобилей (без разделения на секторы классов) сохранится на уровне 2020 года, с перераспределением акцентов на автомобили бюджетного и эконом-классов. Вместе с тем премиальный сектор, скорее всего, сохранит свою долю. Мы остаемся верны принципам быстрого реагирования на любого рода изменения, чтобы обеспечивать непрерывность поставок.
Подробнее об услугах GEFCO Россия