04 June 2024
В логистической отрасли достаточно часто используются понятия 2PL и 3PL, чуть реже — 4PL. Разница состоит в объёме услуг и наличии активов. 2PL-провайдеры — это зачастую компании, у которых есть в наличии активы, они являются обычными перевозчиками или операторами активов. 3PL — экспедиционные компании полного цикла, которые также работают с 2PL-провайдерами. 4PL — следующий уровень взаимоотношений заказчика и исполнителя, где логистический оператор берёт на себя весь логистический функционал и работает в интересах и от имени клиента.
Рассказывает Александр Коваленко, директор департамента сервисной логистики ООО «Жефко»:
— 4PL как явление де-факто является полноценной интеграцией 3PL-провайдера в бизнес-структуру компании-клиента. В реалиях современного рынка это аутсорсинговый логистический департамент, который полностью или частично несёт на себе функционал логистов на стороне заказчика.
Как правило, логистический провайдер взаимодействует с обслуживаемой организацией через ИТ-платформу. Наша компания использует собственную разработку ONICS/COMPAS. В данной системе клиент размещает заявки, после чего мы проводим на каждую поставку мини-тендеры среди 2PL- и 3PL-компаний. Критерии выбора определяет клиент: это может быть цена, срок доставки, надёжность исполнителя. Результаты конкурсных отборов (как и вся финансовая информация по итогам логистической деятельности) доступны в режиме онлайн. Данное решение в том числе позволяет клиенту провести аудит работы логистического оператора на каждом её этапе.
4PL пока не очень популярен в России. Причина в том, что компании в стоимость логистики зачастую включают только затраты на перевозку и хранение, не учитывая при этом стоимость персонала. А ведь в логистике занято большое число специалистов: логисты, закупщики, ИТ-специалисты, финансисты, бухгалтеры и специалисты по документообороту. Кроме того, важно учитывать потери, которые могут возникать в результате человеческого фактора.
Лично я убеждён, что российский рынок придёт со временем к пониманию ценности 4PL. У логистики уровня 4PL есть очевидное преимущество — он позволяет компании сосредоточиться на своей основной деятельности без отвлечения на логистическое обеспечение.
ООО «Жефко» ещё до 2022 года работало с порядка 400 партнёрами. Насколько сложно было компании переориентироваться, когда логистические маршруты стали резко меняться?
— Наш департамент закупок провёл за последние 2,5 года титаническую работу, однако разворот в нашем конкретном случае был не резким, а скорее постепенным. После основного пакета санкций от 25 февраля 2022 торговля в западном направлении не остановилась одномоментно. Оставались товары, не попавшие под санкции, которые можно было везти как напрямую, так и через Турцию и страны ЕАЭС (в случае с поставщиками, которые видели для себя некие риски). Поэтому в 2022 году наиболее актуальны были новые партнёры из Казахстана, Кыргызстана и Турции. Далее, по мере введения новых санкций, а также ограничения валютных банковских операций, более актуальными становились партнёры из ОАЭ, Индии и, разумеется, Китая.
Если говорить в целом о новой реальности в логистической сфере и тех шагах, что мы предприняли, можно отметить следующее:
— Мы не испытывали значительного стресса, т.к. у нашего действующего клиента был регулярный, пусть и не очень значительный, поток техники из Азии. Ещё до 2022 г. была отработанная логистическая схема с поставкой до порта Владивостока или Находки с дальнейшим вывозом тралами на ж/д станции и отправкой по железной дороге в западную часть России. Соответственно, мы уже имели достаточно хороший пул партнёров, который со временем ещё больше расширили.
По мере нарастания потока стали актуальны поставки тралами через Забайкальск и Благовещенск. По данному направлению у нас тоже были партнёры, но всё же понадобились дополнительные усилия от департамента закупок.
Большая часть «восточных» логистических схем за последние годы уже сформировалась и работает в штатном режиме. Тем не менее логистические компании продолжают сталкиваться с различными вызовами (изменениями в законодательстве, неготовностью инфраструктуры к пиковым нагрузкам и т.д.). А ещё — с нестандартными заказами. Сколько времени требуется на разработку нового логистического решения?
— Чтобы ускорить все процессы, мы стараемся взять как можно больше от уже проверенных решений. Разработка и «обкатка» схемы может занять от нескольких дней в случае готовности груза и транспорта и до нескольких месяцев, если схема разрабатывается для перспективного проекта. По-настоящему действующей схему можно назвать, когда она проверена на практике, в ней выявлены и исправлены недоработки. Основные сложности — это неготовность или ограниченность инфраструктуры, отсутствие на участке работ компетентных 2PL-исполнителей, недостоверная информация о характеристиках груза.
В качестве яркого примера приведу перевозку экскаваторов массой 120 тонн из Китая на рудники Забайкальского края. Вводная информация о массогабаритных характеристиках груза поступила к концу лета 2023 г., на основе этих данных был произведён расчёт. В ноябре, когда мы получили уведомление о готовности груза, выяснили, что параметры отличаются от заявленных ранее. И это были не последние уточнения: после погрузки техники на подвижной состав и взвешивания на китайской стороне снова потребовались коррективы, а общая доработка процесса продолжалась до самого конца тестовой перевозки, поскольку в дело вступили январские морозы, лёд на горных перевалах, выход из строя инфраструктуры и прочие факторы.
Итого от получения первых вводных данных до фактической реализации прошло около полугода. И это нормальный срок для такого рода проектов.
С получения первых данных о грузе до его фактической реализации может пройти до полугода
Каждый способ транспортировки грузов имеет свои особенности. Александр Коваленко рассказал, когда в приоритете автотранспорт, а когда — железная дорога.
— В случае с умеренно негабаритным грузом классической является перевозка на автомобильном транспорте вне зависимости от расстояния. Также автотранспорт остаётся основным вариантом при перевозках на умеренные (до 3 000 км) расстояния вне зависимости от характеристик груза.
Ж/д транспорт вступает в дело при необходимости перевозки грузов с большой массой и на длинное расстояние: обычно это 50 тонн и более при расстоянии от 3 000 км. Также ему нет альтернативы при перевозках в северные регионы, где автодороги отсутствуют, — это Воркута, станции БАМа, некоторые части Архангельской области и др.
Недостаток железной дороги — существенное ограничение на габаритные характеристики. Так, груз с шириной и высотой 4 метра вы по большей части территории страны без проблем перевезёте автотранспортом, а в случае с ж/д потребуются целый комплекс мероприятий и значительные затраты. Залог успеха — в комбинации имеющихся инструментов и их разумном применении к конкретной задаче. Колебание цен также важно учитывать при разработке того или иного решения для клиента.
Колёсная пара ж/д платформы на блокираторе
— Как правило, при перевозках выполняется демонтаж кузова, колёс, кабины. Но для действительно крупных машин перечень может измеряться десятками узлов.
В нашей практике разборка и сборка машин — это обычное дело, когда речь идёт о ж/д перевозках или перевозках под низкими мостами, трубопроводами, ЛЭП, при ограничениях грузоподъёмности авто- и железнодорожных платформ, кранов, паромов, ледовых переправ и непрочных дорог.
Причём у нас есть опыт использования не только готовых решений. Один из случаев: в 2020–2021 годах совместно с инженерами компании-клиента была разработана схема демонтажа рамного самосвала грузоподъёмностью 100 тонн, которая позволила перевозить модель по российским железным дорогам без превышения допустимого габарита и существенно снизить затраты.
Перед транспортировкой тяжёлого самосвала был выполнен демонтаж передних колёс
С переориентацией на Восток изменился ещё один момент — увеличилось число запросов на перегон техники. Если европейские автомобили следовали своим ходом только локально (из порта до места хранения), то сейчас ситуация иная.
— Перевозить грузовики тралом несколько тысяч километров совершенно нерентабельно, поэтому исторически грузовики из Китая поступали в Россию самоходом. Сейчас, когда настал звёздный час китайских брендов, многие перевозчики переориентировались на данный вид услуги. Популярные направления: через Забайкальск и Благовещенск техника поступает в восточную часть России, через Казахстан — в европейскую часть.
Важный нюанс: после нескольких тысяч километров техника может быть не в лучшем состоянии, появляются сколы и трещины. Кроме того, лизинговые компании могут не принимать подобные автомобили как имеющие существенный износ.
Бывают случаи, когда водители в отсутствие контроля мусорят в кабине или неаккуратно обращаются с машиной. Но в целом, если на первом этапе был серьёзный дефицит персонала, то сейчас такой проблемы уже нет.